Новое в регулировании контрольно-надзорной деятельности
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 277 - ФЗ) с 01.01.2017 существенно изменен порядок организации контрольно-надзорной деятельности.
Законом № 277 - ФЗ конкретизированы перечисленные в статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294 - ФЗ) основания проведения внеплановых проверок.
В их перечень включено поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (далее - орган контроля) заявления от хозяйствующего субъекта о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на совершение иных юридически значимых действий (п. 1.1 части 2 статьи 10 Закона № 294 - ФЗ).
Данная норма распространяет на «предлицензионные» проверки нормы Закона № 294 - ФЗ, включая необходимость их учета в едином реестре проверок.
Проверки по фактам нарушения прав потребителей теперь могут проводиться лишь в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к субъекту предпринимательства и такое обращение не рассмотрено, либо оставлено без удовлетворения (п. п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294 - ФЗ).
Ранее предусмотренные п.п. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294 - ФЗ основания внеплановых проверок (поступление обращений, информации о причинении вреда охраняемым ценностям, чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера или об угрозе наступления данных негативных последствий) дополнены новым источником таких сведений - анализом результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующим субъектом.
Для должностного лица контролирующего органа установлена обязанность предварительного рассмотрения (предварительной проверки) данной информации для восполнения недостающих данных, учета результатов рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и проведенных мероприятий по контролю с составлением мотивированного представления.
Часть 3 статьи 10 Закона № 294 - ФЗ предусмотрено, что при сомнении в авторстве обращения должностное лицо органа контроля обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Электронные обращения могут служить основанием для проверки при условии их поступления посредством информационно - коммуникационных технологий с обязательной авторизацией.
Закон № 277 - ФЗ усиливает профилактическую направленность контрольно-надзорной деятельности (в том числе обязывает органы контроля утверждать программы профилактики правонарушений, информировать хозяйствующие субъекты по вопросам соблюдения обязательных требований). Конкретизированы вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми, а также использования проверочных листов (список контрольных вопросов).
Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных интернет - сайтах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 утверждены Правила составления и направления предостережения, подачи возражений и их рассмотрения, уведомления об исполнении предостережения.
Законом № 277 - ФЗ введен правовой институт контрольной закупки, представляющий собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения хозяйствующим субъектом обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
В новой редакции Закона № 294 - ФЗ также уточнены способы и срок уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки, запрещено истребование у них документов и информации до даты начала проверки, а при выездном - мероприятий по контролю, истребование материалов, ранее представленных в ходе документарной проверки, определен порядок действий органа контроля при невозможности проведения проверки (составление акта, проведение в течение 3 месяцев плановой или внеплановой проверки без предварительного уведомления).