28.12.2019 Правила этикета при общении с инвалидами

Правила этикета при общении с инвалидами.

1.    Обращение к человеку: когдавы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не ксопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2.    Пожатие руки: когдавас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, комутрудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку —правую или левую, что вполне допустимо.

3.    Называйте себя и других: когдавы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательноназывайте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа вгруппе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назватьсебя.

4.    Предложение помощи: есливы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и какделать.

5.    Адекватность и вежливость: обращайтесьс взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты,только если вы хорошо знакомы.

6.    Не опирайтесь на кресло-коляску: опиратьсяили виснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться иливиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска — это частьнеприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7.    Внимательность и терпеливость: когдавы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте еговнимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Непоправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что выпонимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможетчеловеку ответить вам, а вам — понять его.

8.    Расположение для беседы: когдавы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями,расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будетлегче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам,расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно,постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.

9.    Привлечение внимания человека: чтобыпривлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой илипохлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте ввиду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

10.          Не смущайтесь, еслислучайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышалиоб этом...?» тому, кто не может видеть или слышать.

Правила этикета при общении синвалидами, испытывающими

трудности при передвижении:

1.    Помните, что инвалидная коляска —неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте,не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласияинвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

2.    Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чемоказать ее.

3.    Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелуюдверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

4.    Если ваше предложение о помощи принято,спросите, что нужно делать и четко следуйте инструкциям.

5.    Если вам разрешили передвигать коляску, сначалакатите ее медленно.

6.    Коляска быстро набирает скорость, и неожиданныйтолчок может привести к потере равновесия.

7.    Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, гдезапланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнутьпроблемы или барьеры и как их можно устранить.

8.    Не надо хлопать человека, находящегося винвалидной коляске, по спине или по плечу.

9.    Если возможно, расположитесь так, чтобы вашилица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседникунужно запрокидывать голову.

10. Еслисуществуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имелвозможность принимать решения заранее.

11. Помните,что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем созрением, слухом и пониманием.

12.  Недумайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Этоспособ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить имогут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используютдля того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Правила этикета при общении синвалидами, имеющими

нарушение зрение или незрячими:

1.      Предлагая свою помощь, направляйте человека, нестискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепогочеловека и тащить его за собой.

2.      Опишите кратко, где вы находитесь.Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубахи т.п.

3.      Используйте, если это уместно, фразы,характеризующие звук, запах,

4.      расстояние. Делитесь увиденным. Обращайтесь ссобаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте,не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

5.      Если вы собираетесь читать незрячему человеку,сначала предупредите об этом. Г оворите нормальным голосом. Не пропускайтеинформацию, если вас об этом не попросят.

6.      Если это важное письмо или документ, не нужнодля убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтениепересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте егообязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности,обусловленной документом.

7.      Всегда обращайтесь непосредственно к человеку,даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

8.      Всегда называйте себя и представляйте другихсобеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку,скажите об этом.

9.      Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть,не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водитепо поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кистьслепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

10.  Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, незабывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

11.  Не заставляйте вашего собеседника вещать впустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

12.  Вполне нормально употреблять слово «смотреть».Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

13.Избегайтерасплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами,выражений вроде «Стакан находится где-то

там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посерединестола».

14.  Если вы заметили, что незрячий человек сбился смаршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогитевыбраться на нужный путь.

15.  При спуске или подъеме по ступенькам ведитенезрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резкихдвижений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — этонеудобно.

Правила этикета при общениис инвалидами,

имеющиминарушение слуха.

1.      Разговаривая с человеком, у которого плохойслух, смотрите прямо на

2.      него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайтеего руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметьвозможность следить за выражением вашего лица.

3.      Существует несколько типов и степеней глухоты.Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохослышат.

4.      Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите уних.

5.      Некоторые люди могут слышать, но воспринимаютотдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко,подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высотуголоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

6.      Чтобы привлечь внимание человека, который плохослышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человекаили же помахать рукой.

7.      Говорите ясно и ровно. Не нужно излишнеподчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

8.      Если вас просят повторить что-то, попробуйтеперефразировать свое предложение. Используйте жесты.

9.      Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесьспросить, понял ли вас собеседник. Если вы сообщаете информацию, котораявключает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишитеее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так,чтобы она была точно понята.

10.   Если существуют трудности при устном общении,спросите, не будет ли проще переписываться.

11.   Не забывайте о среде, которая вас окружает. Вбольших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо

слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

12.   Очень часто глухие люди используют язык жестов.Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надонепосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

13.   Не все люди, которые плохо слышат, могут читатьпо губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если вашсобеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.

14.  Помните, что только три из десяти слов хорошопрочитываются.

15.   Нужно смотреть в лицо собеседнику и говоритьясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

16.   Нужно использовать выражение лица, жесты,телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Правилаэтикета при общении с инвалидами, имеющими задержку вразвитии и проблемы общения, умственные нарушения:

1.      Используйте доступный язык, выражайтесь точно ипо делу.

2.      Избегайте словесных штампов и образныхвыражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

3.      Не говорите свысока. Не думайте, что вас непоймут.

4.      Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все«по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того,как вы объяснили ему.

5.      Исходите из того, что взрослый человек сзадержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

6.      Если необходимо, используйте иллюстрации илифотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас спервого раза не поняли.

7.      Обращайтесь с человеком с проблемами развитияточно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те жетемы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные,отпуск, погода, последние события.

8.      Обращайтесь непосредственно к человеку.

9.      Помните, что люди с задержкой в развитиидееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, даватьсогласие на медицинскую помощь и т.д.

Правила этикета пи общении с инвалидами,
имеющими психические нарушения.

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы вразвитии.

Люди с психическими проблемами могут испытыватьэмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свойособый и изменчивый взгляд на мир. Не надо думать, что люди с психическиминарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальномобращении. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Ненужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другимилюдьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди спсихическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если выдружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно. Неверно, что люди спсихическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровнюинтеллекта, чем большинство людей.

1.   Если человек, имеющий психические нарушения,расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

2.   Не говорите резко с человеком, имеющимпсихические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Правилаэтикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи.

1.      Не игнорируйте людей, которым трудно говорить,потому что понять их — в ваших интересах.

2.      Не перебивайте и не поправляйте человека,который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когдаубедитесь, что он уже закончил свою мысль.

3.      Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы ктому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас большевремени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другоевремя.

4.      Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайтевизуальный контакт.

5.      Отдайте этой беседе все ваше внимание.

6.      Не думайте, что затруднения в речи — показательнизкого уровня интеллекта человека.

7.      Старайтесь задавать вопросы, которые требуюткоротких ответов или кивка.

8.      Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вамсказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять,попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

9.      Не забывайте, что человеку с нарушенной речьютоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопитеговорящего.

Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли вашсобеседник использовать другой способ — написать, напечатать.